В доме основателей финского бренда Trash Design Исы Куккапуро-Энбом и Хенрика Энбома в Хельсинки соединились искусство, дизайн и домашний уют. Здесь царит атмосфера постоянного творчества и креатива
Офис и студия. Рабочий стол спроектирован и изготовлен Хендриком Энбомом. Стулья, винтаж, модель 415, дизайн отца Исы Юрье Куккапуры. На стене — фотоработы Юрки Парантайнена и других финских художников.Фото: Янис Керкис
Основатели финского бренда Trash Design Иса Куккапуро-Энбом и Хенрик Энбом называют себя просто: «trash-дизайнеры». Они дают жизнь старым вещам, превращая выброшенные объекты в модные светильники и мебель и продвигая в массы идеи вторичного использования и устойчивого развития.
Дизайнер, журналист и фотограф Хенрик Энбом и его жена Иса Куккапуро-Эмбом, основатели бренда Trash Design.Фото: Янис Керкис
Хенрик и Иса работают на грани искусства и дизайна, создавая штучные объекты, за которыми охотятся ценители раритетов и коллекционеры, сотрудничают с арт-галлереями и попутно занимаются дизайном интерьеров и выставочных пространств.
У пары есть загородный дом в 50 км к северу от столицы и квартира-студия в Хельсинки, наполненная необычными вещами и предметами искусства, которую они целиком и полностью оформили сами.
Для них это место — не просто дом, но рабочая мастерская и шоурум «в одном флаконе»: в каждой комнате можно встретить мебель, светильники и предметы декора работы Хенрика, которые соседствуют с винтажными объектами и уникальными опытными образцами отца Исы, знаменитого финского дизайнера Юрье Куккапуро (Yrjö Kukkapuro).
Гостевая комната. На стене — картина художника Андрея Ройтера. Детское красное кресло и винтажное кресло Variaatio 1960-х годов — работа отца Исы, финского дизайнера Юрье Куккапуро. Гостевая кровать на колесиках сделана Хендриком.Фото: Янис Керкис
Гостевая комната. Красно-желтая раздвижная дверь и кровать на колесиках — работа Хендрика. На стене — картина художницы Юханы Бломштедт. Фото: Янис Керкис
Квартира, расположенная в доме 1901 года постройки, долгое время служила офисом и перед переездом требовала капитального ремонта. Еще до покупки, Иса и Хендрик составили план реконструкции и запросили разрешение на переделку. Они вернули оригинальные дверные проемы, долгие годы заколоченные досками, и убрали стену между кухней и гостиной. Границу между общей и приватной зоной отметили с помощью разного пола: для общих пространств они выбрали бежевую квадратную плитку из коллекции Pro Architectura от Villeroy & Boch, которую заранее купили на распродаже, а для частных зон — полы из теплого натурального дерева.
Обеденная зона объединена с кухней. Стол — одна из удачных находок Хенрика, прежде он служил подставкой для клетки с попугаем, но потом был приведен в порядок и заново покрашен. Стулья, дизайн Юрье Куккапуро, изготовлены из бамбука китайским мастером-плотником Инь Хунцяном. На стене— две работы художника Яни Лейнонена и плакат школы Баухауса в Веймаре, найденный в мусорном баке. На подоконнике небольшая коллекция предметов Бертеля Гардберга.Фото: Янис Керкис
Квартира находится на втором этаже, и в ней много естественного света, который благодаря продуманным дизайнерским решениям становится одним из главных украшений этого дома. В старом дверном проеме хозяева установили матовое стекло, которое красиво рассеивает солнечные лучи, а на кухонной стене наверху — прозрачное стекло, пропускающее свет.
Кухня из нержавеющей стали. На холодильнике — коллекция глобусов. Рядом на стене — картина художника Андрея Ройтера.Фото: Янис Керкис
«Когда мы только переехали сюда, нам хотелось создать универсальное пространство, где можно было бы жить, работать и отдыхать, — говорит Хенрик. — Наш сын Вернер тогда только пошел в школу, и нам хотелось встречать его дома, когда он возвращается с учебы. Также сразу было ясно, что это будет наш дизайн и наша мебель — чтобы мы могли испробовать свои объекты и реализовать наши устойчивые идеи на собственном опыте».
Спальня. Над кроватью — картина художницы Марианне Уутинен 1995 года. Светильник Aka-Tsuki по дизайну Инго Маурера. Прикроватная тумбочка, Bisleys.Фото: Янис Керкис
Винтажный стул окрашен в черный цвет и обит старым свитером «за пятнадцать секунд», как говорит Иса. На стене — картина Андрея Ройтера и книжная полка работы Хенрика.Фото: Янис Керкис
«Хенрик имеет редкое свойство находить материалы для будущих шедевров в самых странных местах, — смеется Иса. — Он мастер по ремонту всякой всячины и поиску новых применений для старых вещей, как говорится, может сделать из любой развалюхи конфетку. Его главная сокровищница — мусорные баки и свалки».
Гостиную украшает винтажная и современная мебель по дизайну Юрье Куккапуры: гарнирут Ateljé 1964 года и желтый стул 2012 года. На столе — миниатюрная модель знаменитого кресла Karuselli Юрье Куккапуры.Фото: Янис Керкис
Важную роль в интерьере играет искусство, которое собиралось годами, прежде чем занять место на стенах. В коллекции Исы и Хендрика много работ русских художников. Возможно, это неслучайно. Им нравится русский авангард, а еще они — большие поклонники идей Баухауса и даже ездили в Дессау и Веймар.
В квартире много работ русских художников.Фото: Янис Керкис
Влияние Баухауса чувствуется везде: и в функциональной простоте интерьера, и в выборе мебели, и даже в ярких раздвижных дверях, окрашенных в соответствии с теорией цвета Йозефа Альберса (Josef Albers). Хенрик посадил их на двутавровые металлические рельсы и оснастил колесиками от роликовых коньков, на которых они бесшумно ездят вот уже почти семнадцать лет.
Вид из гостевой комнаты на гостиную. Старая двустворчатая дверь была заменена стеклянной перегородкой из матового стекла. Развижная дверь на колесиках — работа Хенрика.Фото: Янис Керкис
В ванной комнате раньше было хранилище архива. На стене сохранилась оригинальная плитка 1990-х гг., которая соседствует с работами финского фотографа Кари Рийпинена.Фото: Янис Керкис