Дом, который почти пятьдесят лет назад построил архитектор Генрих Зермеус, скрывает в себе размышления о скоротечности жизни и месте человека во Вселенной.

Бельгийский архитектор Генрих Зермеус был еще и философом. “Наши дома служат нам прибежищем на время земного пути. Мы появляемся в этом мире на краткий миг и снова уходим в небытие”, — говорил он и, чтобы подчеркнуть эту идею, предлагал строить жилье по образу шатров кочевников. Сам Зермеус действительно умер рано, в 1987 году в возрасте 38 лет, но все же успел реализовать свои необычные идеи на практике.

Дом по проекту Генриха Зермеуса в Бельгии

Единственное, что изменили хозяева в доме за почти полвека, — пристроили к нему террасу. Стул Panton, Vitra.

В 1969 году к нему обратилась молодая пара из Фландрии, мечтавшая о современном доме. Сейчас, глядя на эту черно-белую коробку, разлинованную бордовыми стойками, легко представить себе, например, живопись Мондриана, а вот с кочевниками она как-то не вяжется. Но это пока не вникнешь в концепцию: внешний каркас дома Зермеус мыслил как опоры кочевого тента. Архитектор хотел возвести дом из стали и дерева, но технологии 1970-х годов внесли в этот план корректировку: металл пришлось менять на кирпичную кладку, а поверх нее крепить деревянные щиты.

Дом по проекту Генриха Зермеуса в Бельгии

Идея сделать дом черно-белым принадлежала заказчикам, но они думали, что доминировать будет белый. Архитектор сделал наоборот.

Заказчики, которые живут в доме до сих пор, вспоминают, что на первую встречу архитектор принес кусок черного лакированного дерева, плитку из запеченной керамики и рулон фольги: “Он объяснил, что это образцы отделки для пола, стен и потолка”. Зермеус увлекался не только мыслями о скоротечности жизни, но и размышлял о Вселенной и нашем месте в ней, придавая материалам символический смысл: металл олицетворял небо, терракота — землю, а черное глянцевое дерево — лес после дождя.

Дом по проекту Генриха Зермеуса в Бельгии

У открытого камина в гостиной шезлонг по дизайну Рэй и Чарлза Имз, Vitra, и кресло Elda, спроектированное Джо Коломбо, Longhi. На полу персидский ковер. У окна книжный стеллаж Sapiens, дизайн Бруно Райнальди для Sintesi. На столике по дизайну Паоло Пивы для B&B Italia — винтажная лампа Telegono, дизайн Вико Маджистретти для Artemide. Черный шкафчик на стене справа, Pastoe.

Хозяева рассказывают, что свежеокрашенные матовые стены поглощали весь попадающий в дом свет и делали интерьер мрачным, но все изменилось, когда их в три слоя обработали лаком: глянцевая поверхность отлично отражает солнце, так что, несмотря на темную палитру, внутри довольно светло.

Дом по проекту Генриха Зермеуса в Бельгии

Уголок для чтения в гостиной. Кожаный диван, B&B Italia. Над ним работа художника Хосе Марии Сисилии.

Во внутреннем устройстве дома зашифрована еще одна идея. Будучи поклонником баухауса, архитектор сделал симметричную планировку, ось которой проходит через камин в гостиной. Помещения сменяют друг друга, символизируя ключевые моменты жизни: сперва очаг, затем обеденный стол, потом спальня.

Дом по проекту Генриха Зермеуса в Бельгии

Вдоль длинного стола со столешницей из плитки, сделанного по эскизам Генриха Зермеуса, стоят кожаные стулья, Cassina. На стене картина Cobra Карела Аппеля. Голубая ваза — работа бельгийского керамиста Тьока Дессоважа, а плетеные корзины хозяева купили в Индонезии.

Несмотря на всю причудливость концепции, дом получился вполне жизнеспособным. За полвека хозяева почти ничего в нем не меняли. Разве только пристроили террасу, но и она смотрится здесь гармонично — как будто дом, автор которого так стремился к гармонии со Вселенной, живет и развивается по законам эволюции.